Теплоходы типа «Москвич», проект 544 - прошлое в настоящем
544 - первый послевоенный проект разработанный Центральным технико-конструкторским бюро Минречфлота РСФСР для гражданской навигации, утвержденный в 1947 г. Стране, взявшей курс на восстановление, требовались немалые мощности для транспортировки людей и грузов. В пользу развития судоходства говорили два основных факта:
- Цена - в отличие от наземного, речной транспорт потребляет меньше энергии и расходует меньше топлива. В этих показателях, конкурировать с речниками могут только железнодорожники.
- Инфраструктура - в послевоенные годы, она была в бедственном положении и активно восстанавливалась, а для судоходства требовалась только река.
В основу проекта легли пассажирские суда переданные России в качестве репараций. похожие «речные трамвайчики» из Германии уже работали на внутренних линиях страны. Советский теплоход отличался от них улучшенными аэродинамическими свойствами и цельнометаллической надстройкой. Пилотный проект вышел под номером 515, но в ходе пробного периода эксплуатации были выявлены существенные недочеты требующие доработки. В результате, крупносерийное производство запустили только в 1948 году, под проектным номером 544.
Оригинальные характеристики проекта
- Габариты (Д/Ш): 27,25 / 4,80 метров;
- Высота (надводная / борта): 5,8 / 1,4 метра;
- Осадка (глубина погружения): 0,77 - 0,89 метра;
- Скорость хода: до 20 км/час;
- Пассажировместимость: до 150 человек;
- Автономность: до 3 суток.
- Двигатели (1 шт.): марок 6L160PNS, 6ЧСП 15/18 или ЗД6 (Россия) - 150 л.с.
- Экипаж судна: 3 человека.
Корпус теплохода изготавливался из листов стали толщиной 4 мм. Цельнометаллическая надстройка с окнами или иллюминаторами наполовину утоплена в корпус. Машинное отделение расположено в центральной части трюма, рубка в надстройке над главной палубой. Первоначальный вариант проекта не предусматривал тента над открытой частью палубы, он появился позже, как и перегородка между салоном и открытой частью.
Модификации проекта 544 «Москвич»
- Тип «ПТ» - строились в Херсоне, Томской области и Благовещенске.
- Тип «Т» - в Тюмени.
- Тип «С» - в Бобруйске.
- Проект 564, Тип «Л», больше известный как «Лениградец» - в Ленинграде.
Херсонские теплоходы отличались от московских сетчатыми вставками в леерах и глухими окнами салона. Тюменские, томские, благовещенские и хабаровские «Москвичи» выпускались с иллюминаторами вместо окон, т.к. им приходилось работать в суровых условиях Сибири и Дальнего Востока на реках с быстрым течением.
Тип «Л» был адаптирован к особенностям судоходных каналов Санкт-Петербурга. Они отличались надстройкой, уменьшенным машинным отделением и высотой.
В г. Бобруйске, строилась мелкосидящая версия теплохода для рек и озер УССР с незначительными изменениями некоторых деталей конструкции.
Прогулки на теплоходах проекта «Москвич»
Несмотря на почтенный возраст, теплоходы продолжают работу, подтверждая своим долгожительством высочайшее качество советского судостроения. На сегодняшний день их можно чаще всего встретить на прогулочных маршрутов Юга и Северо-Запада Москвы. Уступив центральные акватории более габаритным судам из-за высокого пассажиропотока и загруженности реки.
Все «Москвичи» - современные теплоходы, которые регулярно проходят технические осмотры и лицензирование. Все прошли масштабную реконструкцию и теперь, имеют с первоначальным проектом лишь идентичную внешность.
Пассажирский салон переоборудован в комфортабельное кафе с баром. А верхняя палуба защищена тентом. Теперь любоваться живописными пейзажами подмосковья стало намного удобнее.