Свяжитесь с нами прямо сейчас
Написать в Whatsapp Написать в Telegram
Аренда теплоходов
Написать в Telegram Написать в Whatsapp
Речные прогулки
Теплоходы типа "Москва"

Теплоходы типа "Москва", проект Р-51 - история легенды

Р-51 - самый массовый, самый узнаваемый и самый интернациональный проект советских речных судов для пассажирской навигации, разработанный Центральным технико-конструкторским бюро Минречфлота СССР и утвержденный 27.09.1965 г. Позднее появились модификации проекта с литерой «Э» (в 1976 г.) и «ЭА» (в 1991 г.), предназначенные для экспорта. Необходимость создания нового, современного пассажирского теплохода была обусловлена развитием внутригородского и междугороднего судоходства. Оно обслуживалось небольшими теплоходами проекта 544 «Москвич» и в крупных городах страдало от перегрузок. Первое, пилотное судно «Москва-1», после успешных испытаний и одобрения всех комиссий, было спущено на воду в 1969 году.. Так, началась эпоха «речных трамвайчиков», которые сразу нашли отклик в сердцах пассажиров и стали визитной карточкой столицы.

Изначально строительство велось только на Московском Судостроительном и Судоремонтном заводе, а оттуда доставлялись во все уголки бывшего СССР, Европу, Азию и даже некоторые капиталистические страны. Однако, очень скоро стало понятно, что удовлетворить спрос большой страны используя мощности одного завода, нереально, да и транспортировать, в отдалённые регионы, проще не готовое транспортное средство, а его детали и комплектующие. Поэтому сборка теплоходов была налажена на заводах Новосибирска, Ростова-на-Дону, Тюмени и других городов.

Столичные "штучки"

С начала 60-х и до конца 80-х годов популярность речных прогулок в Москве и других крупных городах, была ошеломляющей. Новые большие теплоходы с просторными салонами и удобными сиденьями, быстро вытеснили 544-й «Москвич» с центральных акваторий Москвы-реки. Они курсировали ежедневно, каждые 10 минут по маршруту от гостиницы «Украина» до Новоспасского моста и остановками на всех популярных причалах. Для гостей проводились обзорные экскурсии с гидом. Были и другие, менее популярные маршруты, например:

  • от Крымского моста до Нагатинского затона;
  • от Южного речного вокзала в Пригород до устья реки Пахры;
  • из Крылатского в центр до Киевского вокзала.

За внешним видом экскурсионно-прогулочного флота строго следили: регулярно убирали салон, ремонтировали и красили корпус. Не удивительно, что «Москву» можно было встретить на подарочных открытках, почтовых марках и праздничных плакатах с изображением реки.

Рабочие будни провинциальных «Москвушек»

Но не на всей территории бывшего СССР теплоходы служили для развлечения. В большинстве регионов, речной флот был частью транспортной системы, имел огромное влияние на развитие с/х и промышленности, часто являясь единственным видом транспорта. Суда эксплуатировались в качестве «рабочих лошадок», перевозивших людей, грузы и осуществлявших переправу. Рейсы из пункта «А» в пункт «Б» со многочисленными остановками в пути совершались ежедневно, с утра и до вечера на максимальных оборотах. Несмотря на то, что в период 70-80-х годов, активно развивалось портовое хозяйство, строились новые порты и причалы, в глубинке речники продолжали высаживать пассажиров на необорудованный берег.

Все это приводило к быстрому износу теплоходов и их частым поломкам. Естественно, что в процессе ремонта никто не думал об эстетике, т.к. первоочередной задачей всегда было восстановление ходовой способности. Помятый корпус, заваренные или заколоченные панорамные окна, видавшие виды сиденья и мрачный салон - таким запомнился теплоход типа «Москва» большинству советских людей.

Оригинальные характеристики проекта

  • Габариты (Д/Ш): 38,2 / 6,5 метров;
  • Высота (надводная / борта): 5,7 / 1,7 метра;
  • Осадка (глубина погружения): 1,18 метра;
  • Скорость хода: до 24 км/час;
  • Пассажировместимость: до 240 человек;
  • Автономность: до 1400 км.
  • Двигатели (2 шт.): марок 3Д6Н-150, 6ЧСП15/18 (Россия) - 150 л.с. или Skoda 6L160PNS (Чехословакия) - 190 л.с.
  • Экипаж судна: 3 человека.

Корпус теплоходов изготавливался из 5-ти миллиметровой стали ВМСт.3пс, обладающей устойчивостью к коррозии. Машинное отделение смещено в корму, рубка расположена в носовой части надстройки над главной палубой.

На нижней палубе находится полностью крытый пассажирский салон с панорамной носовой частью и остекленным потолком, которые обеспечивают пассажирам максимальный обзор. Внутри установлены столики и мягкие кресла. Благодаря такой комплектации, теплоходы получили еще одно «народное» название - «Москва-кафе».  Верхняя палуба представляет собой пространство, частично оборудованное тентом и полностью открытую кормовую площадку. Здесь предусмотрены ряды жестких сидений.

Благодаря двум трапам, можно легко попасть с одной палубы на другую, а просторные посадочные площадки призваны справляться с высокими пассажиропотоками.

Конструкция и планировка теплоходов этого типа (как и вся техника послевоенных лет) проектировалась с учетом возможности быстрого переоснащения для обеспечения нужд военной промышленности. Ей, впоследствии, успешно воспользовались не только государственные конструкторские бюро, но и частные судовладельцы.

Проекты на базе Р-51

  • 1900 - отличается от Р-51 расширенным пищеблоком, трапом и посадочными местами перенесенными в центральную часть. Единственный теплоход этого проекта до настоящего времени работает в С-Петербурге под названием «Чайка».
  • Р-35, тип «Нева» - шесть теплоходов с уменьшенным надводным габаритом (0.5 м), построенных специально для Северной столицы, которая известна своими многочисленными мостами и виадуками. Первое судно было спущено на воду в 1968 г., последнее в 1974 г. Все теплоходы «Нева-1» - «Нева-6», до сих пор работают на прогулочных рейсах.
  • Д-055 - на 4 метра короче и на 1 метр уже прототипа, но при этом, за счет увеличения посадочных мест имеют вместимость почти 400 человек, что в два раза больше, чем у Р-51. Теплоходы строились на Запорожском ССЗ Украинской ССР. Всего за период с 1979 по 1994 построено 20 таких теплоходов.

«Москва» XXI века

С приходом нового тысячелетия и более 10 лет упадка, пассажирское судоходство вышло на новый этап развития. Теплоходы начали переходить к частным судовладельцам, которые переоборудовали «речные трамвайчики» в банкетные залы, тем самым, дав им вторую жизнь. Спустя еще какое-то время, развитие внутреннего туризма, вернуло интерес к речным прогулкам. Сегодня - это достаточно успешная сфера с широким спектром дополнительных услуг и приемлемыми ценами. 

Любой желающий может выбрать и взять в аренду теплоход-ресторан для частного или корпоративного мероприятия, заказать организацию «под ключ», оформление и развлекательную программу или купить билет на речную прогулку.

Реконструкция и полная модернизация, изменила привычный облик некоторых «Москвушек» до неузнаваемости. Наиболее эффектное преображение произошло с теплоходами «Император», «Крокус», «Благодать».