Московский судостроительный и судоремонтный завод с 1936 по 2014
О нагатинской заводи известно давно. Еще в 15 веке на местных озерах рыбаки ремонтировали свои лодки. Здесь, в результате раскопок, археологи обнаружили, известное всему миру, первое поселение первобытных людей. И здесь же в 1936 году открылся МССЗ, а вокруг него разросся поселок, где жили работники завода со своими семьями.
Государственное предприятие (ГП) Московский Судостроительный и Судоремонтный Завод занималась строительством и ремонтом судов, а также механизмов и аппаратуры к ним. Развитие шло, по известному в те времена лозунгу: «Выполним пятилетку за три года!» и уже в 1938 году с верфей сошло первое судно. Главной специализацией завода были пассажирские теплоходы:
- «Москвич» (проект: 544) выпускались в период с 1948 по 1958 гг.;
- «ОМ» (проект: 780) выпускались в период с 1952 по 1965 гг.;
- «МО» (проект: 839А) выпускались в период с 1958 по 1966 гг.;
- «Заря» (проекты: 946, Р-83) выпускались в период с 1966 по 1985 гг.;
- «Нева» (проект: Р35) выпускались в период с 1968 по 1974 гг.
- «Москва» (проект: Р51) выпускались в период с 1969 по 1996 гг.;
- «Московский» (проект: 81080) выпускались в период с 1983 по 1995 гг.;
- «Луч» (проект: 14351) выпускались в период с 1987 по 1993 гг.
- Одновременно с этим предприятие работало над созданием серии буксиров типа «Речной» (проект: 908) выпускались в период с 1966 по 1975 гг, а также служебных катеров и кораблей для научно-исследовательских экспедиций.
В 80-90-е годы ХХ века рядом с заводом открылось несколько учебных заведений, где готовили профильных рабочих, специалистов и управленческий персонал.
Развитие автопрома, вызвало спад интереса к городским и междугородним маршрутам речного транспорта, для которого наступили непростые времена. Пассажирские теплоходы законсервировали на неопределенный срок, а речные вокзалы превратились в городские рынки и центры развлечений. Судостроительная отрасль в этот период потеряла большую часть заказов. Чтобы загрузить имеющиеся производственные мощности, предприятию пришлось искать и развивать новые направления. Одним из таких стало строительство комфортабельных маломерных судов длиной до 50 метров. Так в 2005 году при совместном участии российских и голландских специалистов, на базе МССЗ появился бренд «Timmerman Yachts» (Франц Тиммерман - корабельный мастер обучавший Петра Великого). Впоследствии верфь «Timmerman»:
- за 9,5 месяцев создало первую эксклюзивную яхту премиум класса «Паллада» по проекту Гвидо де Грота для Президента России;
- первым в России применило к производству элитных яхт серийный подход;
- в 2009 году увеличило объемы производства до 12 яхт в год (невероятный объем по сравнению с 2 яхтами 2007 года).
Однако, в 2013 году, Нагатинский затон, попадает под запущенную Правительством Москвы программу реновации промышленных зон, старейший в России судостроительный завод закрывается, а производство переносятся в г. Рыбинск.
Всего в период с 1938 по 2014 год Московский судостроительный завод построил порядка 2000 единиц техники.